Грамотное торможение

В этом разделе мы поговорим о правильном торможении. Умение грамотно снижать скорость и останавливать автомобиль поможет Вам избегать аварийных ситуаций или, на худой конец, уменьшить тяжесть последствий ДТП.

На пустой дороге или площадке выполняйте упражнение: двигаясь со скоростью 40 км/ч сильно нажмите на педаль тормоза и, как только почувствуете, что колеса заблокировались, сразу отпустите. После длительных тренировок с повышением скорости, Вы начнете чувствовать момент, за которым колеса блокируются. Это необходимо для того, чтобы при экстренном торможении, случайно заблокировав колеса, Вы могли отпустить тормоз и объехать препятствие, избежав ДТП.

Непременно нужно научиться тормозить прерывисто. Выглядит это так: Нажимаем на педаль тормоза, отпускаем, снова нажимаем. «Дробите» педаль ногой. Замедление будет намного более интенсивным. Это особенно актуально на скользкой дороге. На этом принципе (прерывистого торможения) основана АБС (антиблокировочная система).

Есть еще один нюанс: во время торможения нельзя крутить руль! Это может привести к заносу автомобиля. При торможении колеса должны стоять прямо. Но когда Вы отпускаете тормоз, можно скорректировать направление автомобиля поворотом руля.

Если же ваш автомобиль снабжен АБС, тормозить можно смело. И положение управляемых колес в данном случае не будет иметь принципиального значения. Нажимать на тормоз можно даже во время поворота.

И упаси вас Бог при каждом нажатии на тормоз выжимать сцепление! В этом случае вы разделяете двигатель с трансмиссией — эффективность торможения заметно снижается, а автомобиль становится неустойчив. Сцепление выжимаем либо непосредственно перед остановкой, либо для перехода на другую передачу.

Итак, мы плавно подошли к торможению двигателем. Тренинг для освоения этим приемом выглядит так: двигаясь на второй передаче со скоростью 30 км/ч, включаем третью передачу и сразу включаем опять вторую. Важно перед включением второй передачи (когда выжато сцепление) нажать на газ. Если этого не сделать, машина дернется и ее может занести (особенно на скользкой дороге). Ваша задача — добиться того, чтобы автомобиль ехал плавно при переключении с повышенной передачи на пониженную. Освоившись, увеличивайте скорость и отрабатывайте это на других передачах.

Тренировки должны проходить на пустых дорогах. Если переключившись на пониженную передачу, вы отпустите газ, начнется торможение двигателем. Оно уместно не только при приближении к светофорам, на затяжных спусках (чтобы избежать перегрева тормозов, в том числе), но и при любом замедлении.

Старые водители в таких случаях до сих пор включают «нейтраль» и пускают автомобиль в накат. Это было оправдано на автомобилях типа ГАЗ-21, старых грузовиках и прочем антиквариате (просто по-другому там вряд-ли получилось бы). Но мы-то с вами ездим на других автомобилях и сейчас подобные приемы уже не актуальны.